Meta tagging

An important part of the Corpus' search engine is the meta tagging (or meta description) of the texts. Meta tagging is a process of supplying the text with a number of attributes, which characterize the circumstances of its creation, its author, genre, etc. The main purpose of meta tagging is to make it possible for users of the Corpus to customize the search output with external parameters: for example, to carry out the search on memoirs only, on texts authored by women, texts created by authors born between 1940 and 1960, and so on.

Given the size of the Corpus and the variety of texts it contains, such differentiation is a necessity: few researchers will work with the whole Corpus; most will work with the texts that are most important for their research. Another interesting type of research that can be carried out with the help of meta tagging is the study of correlations between various metatextual parameters, such as the author's age or gender, and linguistic peculiarities.

Users can create their own subcorpora on the Customize your corpus page and search only those texts, which match the parameters chosen by the user. The following is a description of parameters, which can be used for the creation of subcorpora.

The structure of meta tagging

The RNC uses a relatively simple system of tags, which is oriented towards an average user rather than a specialist in corpus linguistics. This type of meta tagging is reflected in the interface used for customizing the search output.

The interface unites certain parameters into blocks:

I. Passport

Author: name, gender, year of birth or approximate age
Text title
Date of creation (can be given as an exact or an approximate date, and as after or before a certain date)
Size (word count; can be given as <not> more than or <not> less than)

I. Block 2 consists of three sub-groups: non-fiction, fiction and drama. The two former sub-groups have different structures of parameters.

1. Fiction

Genre (including the no genre tag)
Text type (the text's self identification is widely used for this tag: the list of tags is given in alphabetical order)
Text chronotope (an approximation of the time and place of events described in the text, including the no chronotope tag); in particular, the distinguished periods include prehistory, classical antiquity, the Middle Ages, Early Modern period, Russia: 19th century, Russia: pre-1914 20th century, Russia/USSR: First World War, Civil War, 1920's, 1930's, Second World War (1941-1945), post-war period (to 1952), 1950's, 1960's-1980's, perestroika, Russia: post-Soviet period. The chronotope tag is used for fiction instead of the theme tag as more informative.

1. Non-fiction

Sphere of functioning (this parameter is primarily used to distinguish linguistic features): day-to-day life, business and official, technical, journalistic, scientific and teaching, theological.
Text type (the text's self identification is widely used for this tag: the list of tags is given in alphabetical order; includes the no type tag)
Text theme (one text can have several themes)

In devising the meta tagging system for the RNC, its creators modeled the system on the work of other major corpora, in particular the British National Corpus. There exist a number of suggestions for text classification, but the system used in the RNC is based on the work of J. Sinclair, known as EAGLES. These recommendations were adapted to the specifics of Russian texts by S. A. Sharov and formed the basis of the first system. Currently, this system is being implemented in the Corpus and it is expected it will bring the RNC closer to international standards and make it easier to use for foreign specialists in corpus linguistics.

Russian National Corpus
2003–2017
info@ruscorpora.ru

Параметры текстов


Что такое метаразметка текстов

Существенной частью поискового аппарата Корпуса является так называемая метаразметка (или метаописание) текстов, входящих в него. Под метаразметкой понимается приписывание тексту атрибутов, характеризующих обстоятельства его создания, автора, тематику, жанровые особенности и др. Метаразметка необходима прежде всего для того, чтобы исследователь, пользующийся Корпусом, мог составлять по своему желанию произвольные выборки текстов с заданными внешними параметрами: например, тексты мемуарного характера, тексты, написанные мужчинами, тексты, написанные авторами, родившимися между 1940 и 1960 гг., тексты автобиографий, тексты проповедей, тексты романов и повестей, и т. д., и т. п. 

Учитывая объем и разнородность текстов Национального корпуса, такая дифференциация представляется абсолютно необходимой: большинство исследователей будут работать не с Корпусом в целом, а с какими-то наиболее значимыми для целей исследования подмассивами текстов (художественными, публицистическими, деловыми и т. п.). Кроме того, интересной задачей (которую метаразметка также позволяет решать) является установление статистически достоверных корреляций между теми или иными метатекстовыми параметрами (например, полом или возрастом автора) и языковыми особенностями текста.

Пользователь Корпуса может создать подмассив текстов для поиска на странице «Мой корпус» и в дальнейшем вести поиск уже только по выбранному множеству текстов. Ниже дается описание параметров текстов, используемое на странице «Мой корпус».

Структура метаразметки Национального корпуса

В Национальном корпусе используется сравнительно простая система метаразметки, предназначенная не для специалистов по корпусной лингвистике, работающих с универсальной международной классификацией, а для рядового пользователя (в том числе и для лингвиста, не знакомого с терминологией корпусных исследований). Именно этот тип метаразметки непосредственно отражается в интерфейсе, представленном сейчас на сайте Национального корпуса.

Интерфейс для упрощенного метатекстового поиска устроен так, что параметры текста объединяются в несколько блоков:

    I. «Паспорт текста»

    Автор текста: имя, пол, дата рождения (или примерный возраст)

    Название текста

    Время создания текста (может указываться точно или приблизительно; при поиске может использоваться формат «<не> раньше такой-то даты» или «<не> позже такой-то даты»).

    Объем текста (в количестве слов; при поиске может использоваться формат «<не> более такого-то объема» или «<не> менее такого-то объема»). Дается пояснение: для художественных произведений принято, что обычная длина рассказа — менее 5 тыс. слов; обычная длина повести — от 5 до 15 тыс. слов; обычная длина романа — более 15 тыс. слов.
    II.1. Художественные тексты

    Жанр текста (включается также помета «нежанровая проза»): историко-приключенческая, криминальная, любовная литература, сатира и юмор, фантастика, и т.п.

    Тип текста (при обозначении типа широко используется самоидентификация текста; список типов в принципе открытый и дается в окне поиска в алфавитном порядке): анекдот, боевик, детектив, повесть, притча, рассказ, роман, сказка, триллер, эпопея, эссе и т.п.

    Хронотоп текста (приблизительное указание на место и время описываемых в тексте событий; включается также помета «хронотоп не определен»); в частности, различается доисторический период, античность, Средние века, Новое время, Россия: 19 век, Россия: 20 век (до 1914), Россия/СССР: война 1914–1918, революция, гражданская война, 20-е гг., 30-е гг., война 1941–1945, послевоенный период (до 1952), 50-е гг., 60–80 гг., перестройка, Россия: постсоветский период. Для художественных текстов указание на хронотоп дается вместо указания на тематику (как более информативное).

    II.2. Нехудожественные тексты

    Сфера функционирования текста (параметр призван отражать в первую очередь языковые особенности): бытовая, официально-деловая, производственно-техническая, публицистическая, учебно-научная, церковно-богословская.

    Тип текста (при обозначении типа широко используется самоидентификация текста; список типов в принципе открытый и дается в окне поиска в алфавитном порядке; включается также помета «тип не определен»): автобиография, акт, дневник, договор, документ, закон, заметка, заявление, инструкция, информационное сообщение, кодекс, комментарий, листовка, обзор, объявление, отзыв, отчет, очерк, письмо, постановление, проповедь, путеводитель, резюме, реклама, рекомендация, рецензия, рецепт, сочинение, справочник, статья, учебник, характеристика, хроника, эссе, и т.п.

    Тематика текста (в принципе, у одного текста тем может быть несколько; список открытый): бизнес, коммерция, экономика, финансы; война и вооруженные конфликты; дом и домашнее хозяйство; здоровье и медицина; зрелища и развлечения; искусство; криминал; наука (по разделам и отраслям); политика и общественная жизнь; право; производство; сельское хозяйство; спорт; природа; частная жизнь и т.п.

Национальный корпус русского языка
© 2003–2017
info@ruscorpora.ru